Geekhostel.ru NEWS

День животных в кино — 19 июня 2025: как всё начиналось

Праздники КИНО Животные
День животных в кино — 19 июня: новости geek hostel Воронеж 2025
День животных в кино (National Pets in Film Day). В этот день можно посмотреть много фильмов и видео о животных. Их показывают в кинотеатрах, по телевизору и в интернете.

Животные могут быть героями документальных фильмов и передач о дикой природе, сниматься в кино, а также появляться в роликах на YouTube, которые выкладывают владельцы домашних питомцев.

Например, в фильме «День животных» рассказывается о том, как из-за истощения озонового слоя Земли у животных начинается психоз. Они становятся агрессивными, особенно на больших высотах. По сюжету группа людей должна пережить нападение животных и добраться до безопасного места.

Как животные стали героями кино 21 века

В российский прокат выходит документальный фильм «В поисках снежного барса» Мари Амиге и Венсена Мюнье, показанный на Каннском кинофестивале. Герои фильма, путешествуя по горам Тибета, размышляют о месте человека в мире. В условиях пандемии популярность видео с животными, включая забавные и медитативные ролики, выросла.

Зрители окружены разнообразной видеопродукцией о животных: документальные фильмы, сериалы о дикой природе, игровое кино и YouTube-ролики домашних питомцев. Анализ тенденций последних 20 лет показывает их значительное влияние на культуру и кино.

Традиция «животного кино». Демонстрация и эксплуатация

Прежде чем оценить изменения в XXI веке, рассмотрим, как раньше показывали животных в кино. Экспонирование — это съемка животного без эксплуатации, например, в документальных фильмах. С начала XX века, как в «Льве. Лондонский зоологический сад» (1896, Люмьеры), животные стали активными участниками кадра, что требовало их дрессировки или принуждения.

Эксплуатация животных — это усложненная форма экспонирования, включающая трюки и другие действия. Она стала популярной, так как зрители хотят видеть животных активными. Однако это часто приводит к травмам и энергозатратам.

Убийство животных также стало распространенным тропом. Первый фильм с демонстрацией казни — Edison’s Electrocuting a Elephant (1903) — запечатлел казнь слона Топси в Луна-парке. В раннем кино часто показывали охоту и демонстрацию трофеев.
После окончания так называемого «ярмарочного периода», когда животных убивали для киносъемок, такие убийства не прекратились. Наоборот, они стали считаться допустимыми даже на высоком уровне. Например, в фильмах «Стачка» (1925) Эйзенштейна, «Андалузский пес» (1929) Бунюэля, «Правила игры» (1939) Ренуара и других. В 1990-е годы эту тему продолжили режиссеры Михаэль Ханеке, Ульрих Зайдль и Гаспар Ноэ. Даже в наше время, несмотря на протесты защитников животных, такие сцены иногда встречаются, как в фильме «Дау» Ильи Хржановского. Карлоса Рейгадаса можно назвать режиссером, который занимает особое место между «медленным кино», выражающим новые экологические тенденции, и «новым экстремизмом» 1990-х годов. Его фильмы, такие как «Япония» и «Наше время», показывают это.

Еще один способ показать животных в кино — это сделать их похожими на людей. То есть дать им человеческие черты и способности, как внешне, так и психологически. Например, в мультфильмах Уолта Диснея животные стали выглядеть как смешные, одетые человечки, которые могут говорить и вести себя как люди. Хотя на первый взгляд это кажется безобидным, эта традиция появилась сравнительно недавно. Она связана с тем, что люди начали активно использовать животных для своих целей, особенно в период роста европейских империй. Однако было бы странно думать, что животные, которых мы называем «меньшими братьями», не будут использоваться в киноиндустрии.

Новое «животное кино»

С конца 1990-х в кино появились «другие животные» — не очеловеченные и не иллюстрирующие научные факты. Их можно увидеть в фильмах Белы Тарра, Цай Минляна, Апичатпонга Вирасетакуна и других, включая представителей «медленного кино».

В XXI веке вышли выдающиеся фильмы о животных, такие как «Sweetgrass» (2009) Люсьена Кастен-Тейлора и Илисы Барбаш, «Бестиарий» (2010) Дени Коте, «Четырежды» (2010) Микеланджело Фраммартино, «Коровы» (2011) Эмманюэля Гра, «Ненетт» (2010) Николя Филибера, «Не помнящие зла» (2014) Йоса де Путтера и «Гунда» (2020) Виктора Косаковского.
Кинематограф XXI века предложил зрителю новое кино о животных, где они живут своей жизнью, а не играют роли. Это кино деликатно, не нуждается в оправданиях и не заменяет естественное поведение животных на искусственные действия. Оно часто имеет особый ритм adagio и ослабленную драматургию, что делает его частью сегмента «медленного кино». Многие режиссеры, включая Рейгадаса и Дворцевого, активно работают с этой темой.

Появление уменьшенных камер позволило фиксировать взгляд животных и снимать их в гуще событий, создавая нечеловеческий, непредсказуемый ракурс. Этот новый взгляд стал важным вкладом в киноискусство.

Кинематограф XXI века дал зрителю новое, молчаливое кино о животном мире, и это движение продолжается.

Зоостриминг

В последние десять лет стало очень популярным смотреть видео с животными в интернете. Давайте посмотрим, как это началось. В 1990-е годы видео в интернете было редким и мало кто его смотрел. Но в начале 2000-х годов, когда реалити-шоу стали очень популярными, особенно среди подростков, видео стало массовым явлением. Одним из самых известных шоу было "Большой брат" и его версии в разных странах. В России были популярны его адаптации — "Дом" и "Дом-2".
Спустя десятилетие на фоне сопротивления глобалистской культуре потребления возникло «медленное телевидение» (slow television), сочетающее стриминг и эстетику slow cinema. Первыми примерами стали норвежские проекты: семичасовое «роуд-муви» из Бергена в Осло (2009) и 134-часовое путешествие вдоль побережья Норвегии (2011).

Зоопарки, стремясь привлечь аудиторию, начали устанавливать камеры в вольерах, создав формат ZooCam. Московский зоопарк также внедрил эту технологию. Однако животные, как правило, не проявляют активности, что соответствует ожиданиям детей при посещении зоопарка.

Джон Бёрджер в эссе 1977 года «Зачем смотреть на животных?» отмечал «рассинхронизацию» времени зверей в зоопарке. Стриминг передает бытие, а не только action, создавая особое течение времени. Клер Моллой писала о сериале Big Cat Live, что животные делают мало интересного для аудитории. ZooCam — это медленное кино, приглашающее к созерцанию и антиконсьюмеризму.

ZooTube

Экстремальный рост видеопроизводства среди пользователей телефонов стал одной из самых распространенных тенденций в интернете. Параллельно с этим различные видеохостинги удовлетворяют спрос на видеоконтент. Крупнейшим из них является YouTube, которому в феврале этого года исполнилось 15 лет. Платформа предлагает огромное и ежедневно обновляемое хранилище материалов, от телепередач до стримингов. Однако нас интересует именно пользовательский контент, который YouTube и был создан для публикации. Благодаря удобству сайта и легкости публикации, YouTube превратился в «огромное сообщество авторов и зрителей со всего мира».
Подъем видеопроизводства и упрощенных форм «кинопроката» привел к появлению огромного количества паракинематографической продукции, над которой киноведы продолжают размышлять. Животные стали ключевыми объектами и субъектами съемки, захватив одно из лидирующих мест в этой сфере.

Первым видео на YouTube стал 18-секундный ролик «Я в зоопарке», снятый на мобильный телефон и загруженный 23 апреля 2005 года. Этот случайный выбор сюжета подтверждает интуицию Андре Базена: животные демонстрируют природную жизнь в ее естественности и непредсказуемости.

После открытия YouTube пользователи начали активно создавать видеоконтент. Они поняли, что домашние питомцы доступны и легко снимаются, что привело к появлению ZooTube и звезд-зверей на видеоканалах.

Фильмы о домашних животных существовали и ранее, например, «Частная жизнь кота» (1944) Александра Хэммида и Майи Дерен. Этот 24-минутный черно-белый фильм рассказывает о жизни белого кота и его семьи, демонстрируя близость к современным YouTube-видео, но также и значительное различие в продолжительности и качестве съемки.

Сегодня YouTube насчитывает миллионы пользователей и миллиарды просмотров. Видео на платформе варьируются от случайных и непрофессиональных до продуманных и профессиональных короткометражек, способных конкурировать с независимыми фестивальными фильмами.
Познакомимся с двумя zootube-персонами, которые ярко представляют разные аспекты этого направления: японским котом Мару и русским медведем Мансуром.

Кот Мару

Шотландский прямоухий кот Мару, известный как «шар» или «шарик», стал мировой звездой вместе с кошкой Ханой. За 11 лет ролики с их участием набрали более 400 тысяч просмотров. Владелица, зарегистрированная на YouTube как mugumogu, сохраняет анонимность, не показывая свое лицо и не говоря.

Ее видео отличает стилистическая продуманность, минимализм, чувство такта и изобретательность. Один из популярных мотивов — страсть Мару к коробкам, в которые он залезает, проявляя упорство и мастерство.

Это типичный для YouTube контент о домашних кошках, но с оригинальным подходом и высоким качеством. Художественная активность животных, как и в прошлом веке, привлекает внимание, но форма YouTube-ролика изменила эту стратегию, требуя дальнейшего изучения.
Мару, как знаменитость, имеет канал на YouTube, сайт и аккаунт в инстаграме с портретами себя и Ханы. Учитывая время на производство роликов и закупку оборудования, можно предположить, что расходы окупаются продажей интернет-рекламы. Это свидетельствует о симбиозе между хозяйкой и животными, который также проявляется в подражании Ханы повадкам Мару.

Медведь Мансур

Четыре года назад на аэродроме Орловка (Тверская область) пилот Андрей Иванов спас бурого медвежонка Мансура, оставшегося без матери. Зоопарки отказались принять животное, а выпускать в дикую природу было поздно. Мансур оказался в доме Иванова, где вырос и стал частью его семьи.

Позже они переехали в Орешково (Калужская область), где построили просторный вольер. Уход за медведем потребовал создания команды волонтеров и виртуального представительства. Андрей организовал сайт, YouTube-канал, страницы в соцсетях, систему пожертвований и круглосуточный стриминг.

Мансур стал звездой не только в России, но и за рубежом. О нем снято множество фильмов и репортажей, включая «Медведей Камчатки. Начало жизни» (2018) и «Страну медведей» (2018). Фильм Дарьи Хреновой поднимает вопрос о генетической связи человека и медведя, актуальный для современного «животного кинематографа».
Этот проект отличается от канала про Мару. Он требует внешней поддержки и коллективного участия, а также героизма Андрея и его друзей. Здесь не один авторский канал, а несколько. Андрей часто снимается вместе с медведем, а другие люди делают съемку. Главное содержание — моменты близкого контакта Андрея и Мансура. Их доверительные отношения, такие как игра или кормление, подчеркивают переплетение человеческой и животной субъектностей, усиливая напряжение и интерес зрителей.

Zootube

Оба проекта zootube-проекта представляют новое явление в кинематографе. Первый канал предлагает тихие и эстетские фильмы о повседневной жизни животных в квартирах. Второй канал превращает это в социально значимый перформанс, открытый окружающей среде и сопряженный с риском.

Видео о Мансуре упрощены, но передают подлинную связь человека и животного. Ролик Андрея, где он уговаривает Мансура спать, является ярким достижением кинематографа последнего десятилетия.

Животные как новое меньшинство

В последние 20 лет, помимо обычных фильмов и мультфильмов, где показывают животных, появились новые способы увидеть их на экране. Теперь есть много фильмов, которые полностью сосредоточены на жизни животных. Например, недавно обсуждалась картина «Гунда» о свинье, живущей на ферме в Норвегии.

Зоопарки, центры дикой природы и другие места, где содержат животных, создали удобные онлайн-стриминги. Благодаря им, можно смотреть на животных почти в любое время. Правда, ночью может быть темно, и тогда животных не видно.

На YouTube и других видеохостингах много каналов, которые каждый день публикуют видео о жизни своих питомцев.
Новое зоокино XXI века представляет животных как новое меньшинство, ранее лишенное представительства. Оно обращается к разным формам зрительского опыта, включая «медленное кино», камеры наблюдения и наивные домашние ролики. Эти фильмы подчеркивают непосредственность момента и полноту реальности, возвращаясь к ценностям, воспетым Базеном.

Животные в кино становятся героями новых визуальных образов, от мудрых приматов до репрессируемой биомассы рыб. Они осваивают свою субъектность, что важно для общегуманитарного контекста. Зоокино продолжает процесс открытия новых меньшинств, начавшийся в 1960–1970-х годах, и достигает пика в начале XXI века.

Внимание к животным в кино может означать разворот человечества в их отношении. Это подтверждается усилением законов против браконьерства, введением прав для животных и ростом внимания к экологии. Однако животные не могут представительствовать за себя так, как это делают человеческие меньшинства.
Чтобы понять ошибочность оптимистичной точки зрения, нужно осознать, что современное отношение к животным — результат покорения природы и независимости от нее. Технический прогресс и капитализм привели к истреблению, порабощению и маргинализации животных. Несмотря на законы о защите животных, процесс продолжается.

Джон Бёрджер отмечает, что городской зоопарк — памятник невозможности встречи с животным, символизирующий эксплуатацию природы. Современные документальные сериалы и стриминговые зоо-практики — виртуальные продолжения зоопарка, хотя и с эстетическими и этическими эффектами.

Сегодня человек визуально ближе к животным благодаря технологиям, но эта близость основана на истреблении их естественной среды. Признание животных равными субъектами покоится на независимости человека от них. Новые технологии раскрывают правду о животных, но это похоже на выцветшие фрески в «Риме» Феллини — благородное предоставление последнего слова тем, кто уже обречен.
Made on
Tilda