geekhostel NEWS

6 августа — День железнодорожных войск 2025: история, празднование и традиции

Праздники Военные праздники История праздников
Это праздник для военных, гражданских служащих и рабочих, которые занимаются железнодорожным транспортом.

Почему этот день важен:
  • Транспорт и логистика играют огромную роль в войнах и помогают армии получать всё необходимое. Железнодорожные войска следят за тем, чтобы железные дороги были безопасными и работали исправно.
  • Железнодорожные войска строят новые пути и чинят старые. Они помогают стране нормально жить как в мирное, так и в военное время.
  • В мирное время они работают вместе с гражданскими строителями, чтобы улучшать дороги. Также они готовят специалистов для этих задач. Железнодорожники помогают убирать последствия аварий и стихийных бедствий, восстанавливая дороги после катастроф.
  • В военное время железнодорожные войска особенно важны. Они обеспечивают армию всем необходимым, быстро восстанавливают разрушенные дороги и даже могут создавать ложные пути, чтобы обмануть врага.
Служба в железнодорожных войсках так же почетна, как и в морской пехоте. Эти войска обеспечивают тыл армии, поддерживают обороноспособность и национальную безопасность страны.

Когда День железнодорожных войск в 2025 году

6 августа празднуют День железнодорожных войск в России. С 1996 года эта дата закреплена за праздником указом президента.

История праздника

Развитие железных дорог привело к созданию специальных военных подразделений. Император Николай I издал указ о создании железнодорожных войск, которые стали первыми не только в России, но и в мире. Это произошло 6 августа 1851 года. В войска вошли 17 рот, насчитывающих 4340 человек. Их задачей была охрана и обслуживание железных дорог.

К началу ХХ века у Российской империи были одни из лучших в мире железнодорожных войск. Они состояли из 12 батальонов, объединенных в четыре бригады: Барановичскую, Туркестанскую, Уссурийскую и Заамурскую (названия бригад связаны с городами, где они находились).

Во время Второй мировой войны солдаты железнодорожных войск вместе с гражданскими рабочими проложили более 120 тысяч километров рельсов, построили 15 тысяч защитных сооружений и 3 тысячи мостов. Они разминировали железнодорожные пути и обеспечивали поддержку всех наступательных и оборонительных операций. После войны они восстанавливали разрушенные железные дороги, строили новые пути и электрифицировали их. Кстати, железнодорожные войска иногда называют транспортными войсками.

День железнодорожных войск отмечается 6 августа, как профессиональный праздник военнослужащих, гражданских служащих и рабочих. В этот день лучших награждают, проводят концерты и другие торжественные мероприятия. Например, в 2019 году в Волгоградской области на территории железнодорожных войск Южного военного округа установили бюст императору Николаю I, основателю железнодорожных войск. На открытии монумента был митинг, вынос флага России и исполнение военного оркестра.

Торжественные мероприятия часто проходят у памятников железнодорожным войскам. Например, в городе Кунгуре на Урале военные собираются на стадионе рядом со стелой, посвященной павшим воинам-железнодорожникам. В Нижнем Тагиле – на площади перед мемориалом с именами погибших. В Москве такие памятники есть на железнодорожной станции «Канатчиково», на исторической площадке «Паровозное депо Подмосковная», в музее железнодорожной техники, возле Белорусского вокзала и в нескольких локомотивных депо.

Чем занимаются железнодорожные войска

Главная задача железнодорожных войск — следить за тем, чтобы железные дороги работали без перебоев. Они должны быстро реагировать на аварии и помогать МЧС устранять их последствия. Кроме того, военные вместе с гражданскими рабочими строят новые железнодорожные пути. Например, они построили "стальную ветку" в обход Украины.

В ходе этой работы железнодорожные войска сделали очень много. Они справились с задачей гораздо быстрее, чем планировалось, и сдали объект на год раньше — к своему профессиональному празднику 6 августа 2017 года. Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу наградил их орденом Жукова за хорошую работу.

Железнодорожные войска состоят из Главного управления и управлений военных округов. Они всегда готовы прийти на помощь. У них работают очень профессиональные специалисты, и они хорошо оснащены техникой. Это позволяет им выполнять работу быстро и качественно. За последние годы они отремонтировали и построили сотни километров железных дорог.

Как поступить на службу в железнодорожные войска

Можно поступить в университет, специализированное училище или пройти трехмесячные курсы для работы в железнодорожных войсках. На учебном полигоне здесь ездят не на танках, а на специальных машинах, которые укладывают рельсы. Получаемые здесь профессии нужны не только в армии, но и в гражданской жизни. Это, например, машинисты и крановщики.

Как можно попасть на службу в железнодорожные войска

По призыву

Молодые люди из России призываются на военную службу, и это может быть в любом месте страны.

По контракту

На службу могут устроиться люди, у которых есть железнодорожные, строительные или другие технические навыки. Для этого нужно закончить специальные учебные заведения или пройти подготовку в других организациях.
Также можно стать офицером железнодорожных войск, окончив Военный институт Железнодорожных войск и военных сообщений Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва.

Интересные факты о железнодорожных войсках

Бронепоезд «Байкал»

Гордость железнодорожных войск России — бронепоезд «Байкал», похожий на маленькую крепость. Для самообороны у него есть зенитный комплекс, чтобы отбивать удары с воздуха, автоматический гранатомет, пулемет и даже танк. От вражеских пуль его защищает броня толщиной 200 мм, от подрыва на минах — передние платформы прикрытия. А еще «Байкал» оснащен «глушилкой» радиосигналов.

Семафорный шар

Дальним родственником семафора был шар, который лебедкой поднимали наверх. Машинист видел его — значит, можно ехать. Управляли конструкцией солдаты-сигналисты. Чтобы система работала, их ставили вдоль всей дороги через каждые пару километров.

Механическая централизация стрелок

Русский ученый Яков Гордиенко первым создал механическую централизацию стрелок. Это было в 1880-х годах. Также он изобрел модель семафора, которую применяют по сей день. До этого пользовались английской версией.
Made on
Tilda