geekhostel NEWS

18 июля — День рождения «Тетрис»: история создания и праздника

Праздники ИГРЫ Технологии IT История праздников
Первый вариант игры появился 6 июня 1984 года. Его создал программист Алексей Пажитнов, который работал в Вычислительном центре Академии наук СССР.

Игра вышла 18 июля 1985 года на компьютере IBM PC.

Вскоре игра стала очень популярной в нашей стране, а потом и во всем мире. Многие люди полюбили её.

На 2025 год "Тетрис" — самая продаваемая компьютерная игра в мире. Её купили больше 520 миллионов раз.
Тетрис до сих пор остаётся самой популярной электронной игрой в мире. Её продали более 520 миллионов раз, а для мобильных телефонов загрузили почти полмиллиарда раз.

Тетрис попал в Книгу рекордов Гиннеса как самая распространённая игра.

Когда День рождения игры Тетрис 2025

18 июля — день, когда вышла окончательная версия игры «Тетрис» для компьютеров IBM PC. 6 июня 1984 года — это день, когда появилась первая компьютерная версия этой игры.

В 2025 году 18 июля — 40-й день рождения «Тетрис»

История

Праздник появился в 1985 году, когда создали первую электронную версию игры «Тетрис». Её придумал советский программист Алексей Пажитнов.

Раньше была популярна настольная игра «Пентамино». В ней из маленьких геометрических фигурок складывали разные картинки. Пажитнов решил сделать компьютерную версию этой игры. Он хотел, чтобы фигурки можно было двигать и поворачивать прямо во время игры.

18 июля 1985 года появился первый игровой автомат с «Тетрисом». Поэтому праздник в честь этой игры отмечают именно в этот день.

Что такое Тетрис

«Тетрис» — это популярная компьютерная и видеоигра. В ней нужно управлять блоками, которые падают сверху экрана. Эти блоки состоят из четырёх квадратиков. Игрок должен складывать их в ровные ряды без пустых мест. Когда ряд полностью заполнен, он исчезает, и на его месте появляются новые блоки. За каждый исчезнувший ряд игрок получает очки. Игра продолжается, пока блоки не займут весь экран.

Создал «Тетрис» советский инженер Алексей Пажитнов. Название игры произошло от слов «тетра» (что значит «четыре» на греческом) и «теннис» — любимый вид спорта Пажитнова.

В 2015 году «Тетрис» стал первой игрой, которую включили в Всемирный зал славы видеоигр.

Как создал Тетрис — Пажитнов

Идея игры «Тетрис» родилась у советского программиста Алексея Пажитнова

Советский программист Алексей Пажитнов придумал игру «Тетрис» в 1984 году. Вдохновением для него послужила головоломка под названием Pentomino Puzzle, которую придумал американский математик Соломон Голомб. В этой головоломке нужно было складывать маленькие фигурки в одну большую.

Первый вариант игры Тетрис

Алексей решил сделать компьютерную версию этой игры. Он хотел, чтобы фигурки падали в реальном времени, но его компьютер был слишком слаб для этого. Тогда он упростил игру, оставив только четыре блока вместо пяти. Так появилась игра «Тетрис».

Сначала игра была простой: фигурки падали в стакан, и их можно было двигать. Они были показаны с помощью текста, где квадратики обозначались скобками. Но вскоре появился цветной вариант игры, который можно было запустить на компьютере IBM PC. Именно эту версию Алексей раздал друзьям, и игра быстро стала популярной в СССР.

Друзья и коллеги Пажитова помогли сделать игру лучше

Михаил Потёмкин ускорил её работу, а Дмитрий Павловский и Вадим Герасимов создали версию для компьютеров IBM. Вадиму было всего 16 лет, но он добавил в игру таблицу очков, разные цвета и возможность играть на английском языке

Релиз «Тетриса» состоялся 29 января 1988 года

Официально «Тетрис» вышел 29 января 1988 года. Но американская компания Spectrum HoloByte выпустила его раньше, в 1987 году. С тех пор «Тетрис» стал одной из самых известных и любимых игр в мире.

Вадим Герасимов

Вадим Герасимов помог создать игру «Тетрис».

Когда Вадиму было 16 лет, его учитель информатики привёл его в место, где учёные работали на компьютерах. Там его заметил другой учёный, Дмитрий Павловский, и предложил помочь с игрой «Тетрис».

Вадим научился работать с компьютером и улучшил игру для другого типа компьютера. Он добавил счётчик очков и исправил ошибки на экране. Через полгода они с создателем игры, Алексеем Пажитновым, добавили в игру цвет, сделали таблицу лучших игроков и улучшили её для разных экранов.

Сначала игру раздавали бесплатно на дисках сотрудникам. Она стала популярной среди компьютерных энтузиастов в Москве. Учёные решили создать сборник игр для компьютеров, который назвали «компьютерным луна-парком».

После этого Вадим окончил университет и получил учёную степень. С 2003 года он живёт в Австралии и работает инженером в компании Google.

Книга «Эффект Тетриса: игра, захватившая мир»

В книге «Эффект Тетриса: игра, захватившая мир» Дэна Экермана рассказывается о том, как появилась известная игра тетрис. В первых версиях игры была кнопка, которая могла скрыть её, если в кабинет программистов вдруг заходил начальник. Но даже несмотря на это, слухи о тетрисе всё равно дошли до руководства. Научный руководитель одного из программистов, Виктор Брябин, очень полюбил игру. Он был горд своим подчинённым и верил, что тетрис может стать очень популярной за границей. Поэтому он решил отправить игру своим коллегам из Венгрии, которая была одной из самых свободных стран в социалистическом блоке.

В 2023 году Дэн Экерман, автор книги, подал в суд на компанию Apple. Он утверждает, что в их фильме «Тетрис» использовали части его книги без разрешения. Кроме того, он считает, что сюжет фильма очень похож на его книгу. Экерман требует от Apple компенсацию в размере 4,8 миллиона долларов.

Тетрис online: играть

Нажмите на этот игровой экран;
Используйте клавиши со стрелками для перемещения блоков;
Пробел для быстрого опускания.

Программа «Биограф», как ChatGPT

Пажитнов работал над другой своей программой — «Биограф». Это искусственный интеллект, который помогает анализировать чью-то жизнь и делать выводы о том, как человек себя ведёт. Как будто это ChatGPT, но в роли психолога. Пажитнов обсуждал продажу «Биографа» с коллегами из компании Elorg. Эта компания занималась лицензированием и продажей разных продуктов за границу в Советском Союзе. Во время разговора о «Биографе» они также вспомнили о тетрисе.

Кто и сколько заработал на тетрисе

Хэнк Роджерс

Хэнк Роджерс — программист из Нидерландов и Америки, который жил в Японии. В 1988 году он увидел игру «Тетрис» на выставке Consumer Electronics Show. Он приехал туда, чтобы найти популярную игру для японского рынка, особенно для компании Nintendo.

Поиграв в «Тетрис», Роджерс понял, что ему очень нравится эта игра. Она была похожа на японскую головоломку го, которая тоже проста, но очень увлекательна. Тогда Хэнк решил купить права на игру, чтобы продавать её на компьютерах, игровых приставках и автоматах в Японии.

Роджерс заключил сделку с корпорацией Nintendo

Роджерс договорился с компанией Nintendo, чтобы сделать игру для их новой игровой приставки Game Boy. В декабре 1988 года компания Bullet-Proof Software выпустила игру "Тетрис" для Nintendo Famicom. Эта игра стала самой популярной и продаваемой игрой для этой приставки.

Роджерс настоял на включении «Тетриса» в комплект GameBoy

Когда компания готовила к выпуску портативную игровую консоль GameBoy, она не знала, какая игра сделает её самой популярной. Тогда Хэнк Роджерс встретился с главой американского подразделения Nintendo и сказал: «Если вы поставите на консоль игру „Марио“, все мальчики в Америке будут её покупать. Но если на консоли будет „Тетрис“, она понравится людям всех возрастов». Это звучало убедительно, и Роджерсу дали возможность распространять «Тетрис» в Северной Америке.

Сейчас Хэнк Роджерс руководит компанией Blue Planet Energy, которая делает солнечные батареи.
Роджерс был первым, кто предложил советским друзьям купить приставку Nintendo с игрой "Тетрис". Он узнал, что в СССР никто не имел права продавать эту игру на приставках, и предложил купить все проданные в Японии копии за 40 тысяч долларов. Также он предложил подписать договор о распространении "Тетриса" по всему миру.

Вторым был Штайн. Он хотел продавать "Тетрис" в игровых автоматах, но ему сказали, что сначала нужно заплатить все долги. Штайну пришлось подписать новый договор с большими штрафами.

Сын владельца компании Mirrorsoft увидел японскую приставку с "Тетрисом" и сказал, что у них есть права на игру. Но бизнесмены из Mirrorsoft заявили, что это подделка. У них не было лицензии на продажу игры для приставок. В итоге все права на "Тетрис" получила Nintendo.

Mirrorsoft пытались подать в суд, но проиграли. Им пришлось забрать с рынка все приставки с "Тетрисом", что принесло им большие убытки. Nintendo же продала 30 миллионов копий "Тетриса" для своей приставки Game Boy и заработала на этой игре 3 миллиарда долларов.

Алексей Пажитнов, создатель "Тетриса", получил деньги за свою работу только через десять лет после продажи лицензии. К 1995 году продажи уже не были такими большими. В 1991 году Алексей переехал в США, где открыл свою студию по производству компьютерных игр, а позже работал в компании Microsoft.

Tetris 99 — многопользовательская онлайн-версия игры

Tetris 99 — это онлайн-игра, в которой можно играть с другими людьми. Она вышла в 2019 году на приставке Nintendo Switch.

Геймплей: каждый игрок управляет фигурками-тетромино на экране. Эти фигурки нужно складывать так, чтобы они заполняли ряды. Если фигурка не помещается на экране или нет места для новой, игрок проигрывает. В игре участвуют 99 человек. Когда кто-то заполняет ряд, он добавляет новые ряды другим игрокам. Побеждает тот, кто останется последним с пустыми рядами.

Чтобы играть в Tetris 99, нужно иметь подписку на Nintendo Switch Online.
Алексей Пажитнов, создатель Тетриса, поделился своими впечатлениями о Tetris 99 в интервью для Nintendo Life. Ему игра очень понравилась.
Made on
Tilda