Новостная лента

14 -15 апреля затонул "Титаник" в 1912 году: подробности и история трагедии

История События США
"Титаник" в 1912 год: новости гик хостел в Воронеже
Крушение лайнера «Титаник» произошло в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в результате столкновения с айсбергом в ледяных водах Северной Атлантики. В тот момент на борту судна находилось от 2208 до 2225 человек, и, по разным оценкам, от 1495 до 1640 из них погибли в результате катастрофы. Лишь 712 человек смогли спастись, воспользовавшись спасательными шлюпками и другими средствами эвакуации.

Причины трагедии были связаны с несколькими факторами:

  • Капитан и члены экипажа не смогли заранее заметить айсберг из-за тумана и плохой видимости, что привело к столкновению.
  • На момент катастрофы суда не были оборудованы достаточным количеством спасательных шлюпок.
  • Некоторые члены экипажа не прошли должного обучения, что затруднило организацию эвакуации.
  • Связь между «Титаником» и береговыми станциями была ограничена, что затрудняло получение помощи в случае экстренной ситуации.

Крушение «Титаника» стало не только трагедией для его пассажиров и экипажа, но и важным уроком для всей морской отрасли. Оно привело к изменениям в международных морских правилах, включая увеличение количества спасательных шлюпок на судах и улучшение систем предупреждения о льдах.

Столкновение «Титаника» с айсбергом.

14 апреля 1912 года «Титаник», словно неудержимый, мчался по Северной Атлантике со скоростью 22,5 узла — почти максимальной для того времени. На палубе в это время царила праздничная атмосфера: в ресторане играл оркестр, а пассажиры первого класса наслаждались шампанским и прекрасной погодой.

Однако в 23:39, поздним вечером того же дня, двое впередсмотрящих — матросов, наблюдавших за ситуацией на море с выгодной позиции, — заметили прямо по курсу айсберг и сообщили об этом на мостик. Офицер Уильям Мэрдок, стараясь предотвратить столкновение, немедленно отдал приказ «Лево руля!».

Но многотонный корабль не мог повернуть мгновенно, хотя в тот момент каждая секунда была на счету — ледяная глыба стремительно приближалась. Лишь спустя примерно полминуты нос «Титаника» начал отклоняться влево. В результате видимая часть айсберга «разминулась» с лайнером, не задев правый борт.

Лобовое столкновение корабля с айсбергом в последний момент было предотвращено

«Титаник» удалось повернуть на два румба, что было достаточно, чтобы избежать лобового столкновения, но полностью уйти от ледяной глыбы лайнер всё же не смог. Он напоролся на её скрытую часть, находившуюся под водой. Этот контакт длился примерно девять секунд, в результате чего образовалось шесть пробоин — все они были ниже ватерлинии.

Вопреки распространенному заблуждению, айсберг не «разрезал» дно лайнера. Всё было немного иначе: от сильного давления заклёпки на обшивке полопались, стальные листы выгнулись, и между ними появились зазоры. Через них в отсеки начала проникать вода, и скорость её проникновения, конечно, была огромной — больше семи тонн за секунду.

Айсберг погнул обшивку корабля, в результате чего герметичность была нарушена

Дальнейшее развитие событий в рамках трагедии.

Большинство пассажиров, которые находились на верхней палубе, не ощутили никакой угрозы. Стюарды, разносившие закуски в ресторане, лишь заметили лёгкий звон ложек и вилок на столах. Некоторые пассажиры почувствовали слабый толчок и дребезжание, которое быстро прекратилось. Некоторые подумали, что от судна просто отвалилась винтовая лопасть.

Однако на нижних палубах первые последствия были более ощутимыми: пассажиры услышали неприятный скрежет и грохот.

Ровно в полночь на мостик пришёл Томас Эндрюс — человек, сконструировавший «Титаник». Он должен был оценить характер и серьёзность возникших повреждений. После доклада о случившемся и осмотра корабля Эндрюс сказал всем собравшимся, что «Титаник» точно утонет.

Вскоре корабль стал заметно крениться. 62-летний капитан судна Эдвард Смит отдал приказ готовить шлюпки и начать созыв пассажиров для эвакуации.

Радистам было приказано посылать сигналы SOS всем близлежащим кораблям. Они занимались этим все последующие два часа, и лишь за несколько минут до полного потопления Смит освободил телеграфистов от работы.

Сигналы бедствия приняли несколько кораблей, но почти все они были слишком далеко от «Титаника». В 00:25 сообщение о трагедии на «Титанике» получило судно «Карпатия». Оно находилось на расстоянии 93 километров от места крушения. Тут же капитан «Карпатии» Артур Рострон направил своё судно в этот район. «Карпатия», спеша на помощь людям, сумела развить в ту ночь рекордную для себя скорость в 17,5 узлов — ради этого на судне были выключены все приборы, работающие на электричестве, и отопление.

Был ещё один корабль, который находился даже ближе к «Титанику», чем «Карпатия» — всего в 10 морских милях (это равно 18,5 километрам). Теоретически он мог бы оказать помощь. Речь идёт о лайнере «Калифорниэн». Однако «Калифорниэн» был окружён льдами, и поэтому его капитан решил остановить судно — вновь начать движение планировалось только следующим утром.

В 23:30 радист «Титаника» Филлипс и радист «Калифорниэна» Эванс общались между собой. Причём Филлипс в самом конце этого диалога достаточно грубо попросил Эванса не засорять эфир, так как он в этот момент передавал сигнал на мыс Рейс (это мыс на острове Ньюфаундленд). После этого Эванс просто отключил питание в радиорубке и пошёл спать. А через 10 минут «Титаник» столкнулся с айсбергом. Спустя ещё некоторое время «Титаник» отправил первый сигнал бедствия, но на «Калифорниэне» его уже не могли принять.

Вдобавок ко всему на «Титанике» не оказалось красных аварийных сигнальных ракет. Уверенность в непотопляемости корабля была такой высокой, что никто не удосужился взять красные ракеты с собой. Тогда было решено давать залпы обыкновенными белыми. Расчёт был на то, что экипаж корабля, находящегося поблизости, догадается, что с «Титаником» случилась беда. Офицеры «Калифорниэна» действительно видели белые ракеты, но они решили, что это лишь какой-то праздничный салют. Фантастическая череда недоразумений!

На «Титанике» запускали белые сигнальные ракеты — на «Калифорниэне» думали, что это праздничный салют

В полвторого ночи пассажиров начали рассаживать в шлюпки. Сразу же стало понятно, что мест не хватит на всех. Всего на борту было двадцать шлюпок и их общая вместимость составляла 1178 человек.

По приказу капитана Смита его помощник Чарльз Лайтоллер, контролировавший процесс эвакуации на левом борту лайнера, в шлюпки брали исключительно детишек и женщин. Мужчины, по мнению капитана, обязаны были находиться на судне до последнего. А вот Уильям Мэрдок, ещё один помощник Смита, руководивший эвакуацией на правом борту, давал места в лодках и мужчинам, когда в очереди собравшихся отсутствовали женщины и дети.

Примерно в 02:15 нос лайнера внезапно опустился вниз, и оставшаяся часть корабля сдвинулась вперёд. По палубам пронеслась большая холодная волна, многих людей просто унесло за борт.

Около 02:20 «Титаник» полностью скрылся под океанской водой. Лайнер был настолько огромен, что тонул целых 160 минут.

После того, как корма полностью погрузилась под воду, на поверхность выплыли сотни человек. Они плавали в ледяной воде среди всяческих вещей с корабля: деревянных балок, предметов мебели, дверей и т. д. Многие пытались использовать всё это как плавсредство.

Температура океанской воды в ту ночь составляла −2°С (морская вода не замерзает при такой температуре из-за концентрации соли в ней). Человек здесь умирал от сильнейшего переохлаждения в среднем в течение получаса. И многие из удалявшихся от потонувшего корабля на шлюпках слышали душераздирающие крики тех, кому не хватило места в лодках.

Примерно в 04:00 в районе тонущего «Титаника» появилась «Карпатия». Этот корабль поднял на борт 712 человек, после чего взял курс на Нью-Йорк. Среди спасённых 394 человека — это женщины и дети, 129 человек — мужчины, ещё 189 человек — члены корабельного экипажа.

Число погибших в этом кораблекрушении составило, по разным сведениям, от 1400 до 1517 человек (точную цифру трудно назвать, потому что на «Титанике» оказалось много безбилетников). Таким образом, сумели спастись 60% пассажиров из кают первого класса, 44% — из кают второго класса, 25% — из тех, кто купил билеты третьего класса.

Характеристики «Титаника»

Когда «Титаник» был спущен на воду, его длина составляла 269 метров, а ширина — около 30 метров. Высота лайнера также впечатляла: от ватерлинии до верхней шлюпочной палубы было 18,5 метров (а если считать от киля до верхней точки первой трубы, то получалось 53 метра). Осадка этого гиганта равнялась 10,5 метрам, а водоизмещение достигало 52 310 тонн.

На фото: «Титаник» в 1912 году в порту Белфаста, где он был построен.

Лайнер приводился в движение несколькими четырёхцилиндровыми паровыми машинами и паровой турбиной. Пар для них, а также для различных вспомогательных механизмов производился в 29 котлах. Стоит отметить, что ни один из тридцати механиков корабля не выжил. Они оставались в машинном отделении и поддерживали работу паровых агрегатов до последнего.

В качестве движителей на «Титанике» использовались три винта. Диаметр центрального винта составлял 5,2 метра, и у него было четыре лопасти. Винты, расположенные по краям, имели больший диаметр — 7,2 метра, но у них было по три лопасти. Винты с тремя лопастями могли совершать до 80 оборотов в минуту, а центральный — до 180 оборотов в минуту.

Над верхней палубой возвышались четыре трубы, каждая высотой 19 метров. «Титаник» имел двойное дно и шестнадцать герметичных отсеков, разделённых водонепроницаемыми переборками. Согласно подсчётам, судно оставалось бы на плаву даже в случае затопления любых двух отсеков или четырёх идущих подряд отсеков на носу или на корме. Однако в ночь трагедии айсберг повредил пять отсеков — на один больше допустимого.

Пять повреждённых отсеков закрашены синим.

Состав экипажа и пассажиров на Титанике.

В трагическом плавании на «Титанике» команда корабля включала множество людей, не обладавших специальной подготовкой: стюардов, кочегаров, штивщиков (так называли тех, кто подносил уголь к топкам и выбрасывал за борт золу) и коков. Квалифицированных моряков было совсем немного — всего 39 матросов и семь офицеров, включая помощников капитана. Некоторые из матросов были приняты на службу всего за несколько дней до отплытия, и у них не было времени хорошо ознакомиться с устройством корабля.

Пассажирский состав был весьма разнообразным: от нищенствующих эмигрантов из Швеции, Италии и Ирландии, стремившихся к лучшей жизни в Новом Свете, до потомственных миллионеров, таких как Джон Джейкоб Астор IV и Бенджамин Гуггенхайм, оба из которых погибли во время плавания.

Бенджамин Гуггенхайм надел свой лучший фрак и стал пить виски в холле — так он провёл последние часы своей жизни.

Существовало три класса обслуживания, в зависимости от стоимости купленного билета. Пассажиры первого класса имели доступ к обширным удобствам: бассейну, залу для занятий физической культурой, бане, корту для сквоша, электрованне (своеобразному «предку» солярия) и специальному отделению для домашних питомцев. Также к их услугам были ресторан, изысканно обставленные залы для обеда и комнаты для курения.

Холл первого класса на «Титанике»

Сервис в третьем классе также был на высоком уровне, лучше, чем на некоторых других трансатлантических пароходах того времени. Каюты были светлыми и уютными, в них было тепло и чисто. В обеденном зале подавались не самые изысканные, но вполне приемлемые блюда, а для прогулок были предусмотрены специальные палубы.

Все помещения и пространства корабля были строго разделены в соответствии с классами обслуживания, и пассажирам третьего класса запрещалось находиться на палубе первого класса.

«Титаник» в книгах и фильмах.

Ужасные события, произошедшие на лайнере «Титаник» в апреле 1912 года, стали вдохновением для множества литературных произведений, картин, песен и фильмов.

Первая книга о «Титанике», как это ни удивительно, была написана задолго до его крушения. В 1898 году малоизвестный американский писатель Морган Робертсон опубликовал повесть «Тщетность, или Гибель Титана». В ней описывался непотопляемый корабль «Титан», который, столкнувшись с айсбергом, потерпел катастрофу апрельской ночью. На борту не хватало шлюпок, и многие пассажиры погибли.

Поначалу повесть не пользовалась большим спросом, но после трагедии 1912 года интерес к ней резко возрос. Оказалось, что между событиями, описанными в повести, и реальным крушением «Титаника» было много совпадений. Даже ключевые технические характеристики вымышленного «Титана» были похожи на характеристики реального «Титаника» — поистине удивительный факт!

Первый художественный фильм о трагедии был снят в мае того же 1912 года и назывался «Спасшаяся с «Титаника». Это был немой чёрно-белый фильм длительностью всего 10 минут. Главную роль в нём исполнила Дороти Гибсон — актриса, которая сама оказалась на «Титанике» в ту злополучную ночь и спаслась в шлюпке под номером семь.

В 1953 году к теме трагического путешествия «Титаника» обратился режиссёр Жан Негулеско. По сюжету, на лайнере выясняют отношения муж, жена и их двое детей. Но когда «Титаник» сталкивается с айсбергом и начинает тонуть, семье приходится пережить разлуку. Жена и дочь уплывают на шлюпке, а сын и отец остаются на тонущем судне. Фильм получил одну премию «Оскар» в том же 1953 году.

Но самым известным фильмом о гибели лайнера стал «Титаник» Джеймса Кэмерона, который вышел в кинотеатрах (а затем и на DVD) в 1997 году. Он завоевал целых одиннадцать премий «Оскар» и долгое время считался самым кассовым фильмом в истории.

В подготовке сценария и создании декораций к фильму Кэмерона приняли участие авторитетные специалисты по крушению «Титаника», такие как историк Дон Линч и художник-маринист Кен Маршалл. Сотрудничество с уважаемыми экспертами позволило достаточно достоверно передать некоторые эпизоды крушения. Кэмероновский «Титаник» вызвал новую волну интереса к истории лайнера. После выхода фильма увеличился спрос на книги и выставки, связанные с этой темой.

Обнаружение «Титаника» на дне Атлантического океана.

Легендарный корабль «Титаник» провёл на морском дне 73 года, прежде чем его обнаружили. В 1985 году группа водолазов под руководством океанографа Роберта Балларда обнаружила останки судна.

Оказалось, что под огромным давлением воды на глубине около 4 километров «Титаник» распался на три части. Обломки лайнера были разбросаны на площади радиусом 1,6 километра. Баллард и его команда сначала нашли носовую часть судна, которая, вероятно, из-за своей большой массы, сильно ушла в грунт. В 800 метрах от неё была обнаружена корма, а неподалёку были замечены и останки средней части.

Между крупными элементами лайнера на дне можно было разглядеть и мелкие предметы, которые свидетельствуют о той эпохе: набор медных столовых принадлежностей, непочатые винные бутылки, чашечки для кофе, дверные ручки, канделябры и керамические детские куклы.

Позднее компания RMS Titanic провела несколько экспедиций к останкам «Титаника», которая юридически имела права на фрагменты лайнера и связанные с ним артефакты. В ходе этих экспедиций со дна было поднято более 6000 предметов. Их впоследствии оценили на сумму в 110 миллионов долларов. Эти предметы выставлялись в тематических экспозициях или распродавались с аукционов.

Но почему же «Титаник» не подняли наверх полностью? Увы, это невозможно. Специалисты установили, что всякая попытка поднять корпус лайнера приведёт к его разрушению, и поэтому он, скорее всего, останется на дне навсегда.
Made on
Tilda