«Мы – глобальная сеть нейрохимических реакций».
«Бог в нейронах». Теория всего от Атена.
С каждым новым открытием в области психологии и психиатрии учёные сталкиваются с философскими вопросами, которые не могут решить. Возможности науки ограничены сложностью измерительных приборов и, в ещё большей степени, рамками человеческой логики. Современная наука чаще ставит вопросы, чем предлагает ответы.
Эта ситуация хорошо видна на примере документального фильма «Бог в нейронах», который является частью видео «Теория всего от Атена». В этом фильме представлен новый взгляд на работу мозга, сознание и социальное взаимодействие, что открывает новые горизонты для научного понимания.
О фильме
Документальный фильм «Теория всего» состоит из двух частей: «Бог в нейронах» и «Вселенская структура». В этой рецензии мы подробнее остановимся на первой части, так как она представляет интерес с точки зрения психиатрии, психологии и социологии.
Фильм снят в формате лекции: закадровый голос читает текст под видеопрезентацию и музыкальное сопровождение, создавая атмосферу научной загадочности. Автором подборки тезисов является анонимный автор, известный под псевдонимом Атен.
Фильм снят в формате лекции: закадровый голос читает текст под видеопрезентацию и музыкальное сопровождение, создавая атмосферу научной загадочности. Автором подборки тезисов является анонимный автор, известный под псевдонимом Атен.
Бог в нейронах. Вступление
В начале фильма автор погружает зрителя в увлекательный мир человеческого мозга — сложной системы, состоящей примерно из ста миллиардов нейронов. В фильме даётся определение термину «нейропластичность», а также доказывается, что нагрузка на определённую группу нейронов напрямую влияет на скорость прохождения электрического сигнала по ним.
Российский психолог и биолог Татьяна Черниговская утверждает, что обучение оказывает физическое воздействие на мозг: нейронная сеть и окружающая её глиальная среда уплотняются и улучшаются, увеличивается количество дендритов и аксонов, а нервные волокна растут, что приводит к более эффективной работе белого и серого вещества [1, 03:43].
В качестве примера повышения уровня нейропластичности автор фильма «Бог в нейронах» приводит историю Рудигера Гамма (1971 г.р.), юного немца, который в студенческие годы начал развивать свои способности к вычислениям в уме и стал известен как «человеческий калькулятор».
Российский психолог и биолог Татьяна Черниговская утверждает, что обучение оказывает физическое воздействие на мозг: нейронная сеть и окружающая её глиальная среда уплотняются и улучшаются, увеличивается количество дендритов и аксонов, а нервные волокна растут, что приводит к более эффективной работе белого и серого вещества [1, 03:43].
В качестве примера повышения уровня нейропластичности автор фильма «Бог в нейронах» приводит историю Рудигера Гамма (1971 г.р.), юного немца, который в студенческие годы начал развивать свои способности к вычислениям в уме и стал известен как «человеческий калькулятор».
Часть 1. Социальная неврология
Нейромедиаторы, или нейротрансмиттеры, представляют собой вещества, которые играют ключевую роль в передаче электрических сигналов от нейрона к нейрону через синаптическое пространство. Эти вещества подразделяются на три группы: аминокислоты, пептиды и моноамины, включая катехоламины.
Норадреналин, нейромедиатор из подгруппы катехоламинов, известен как «медиатор бодрствования». Он отвечает за блокирование внешней угрозы, например, в экстренных ситуациях.
Однако это же вещество активизирует работу нашего мозга, когда мы сталкиваемся с информацией, которая противоречит нашим убеждениям. В таком заблокированном состоянии на первый план выходит лимбическая система — примитивная область головного мозга, регулирующая инстинктивное поведение.
В подобных ситуациях человек обрабатывает информацию без логического осмысления, так как лимбическая система отключает рабочую память и притормаживает мыслительные процессы. Мозг не может полноценно обработать информацию. Это свойство часто используется в политических целях, проявляясь в упрямстве полемизирующих сторон. Независимо от того, насколько информация соответствует истине, она даже не будет принята мозгом для дальнейшего анализа.
Однако это же вещество активизирует работу нашего мозга, когда мы сталкиваемся с информацией, которая противоречит нашим убеждениям. В таком заблокированном состоянии на первый план выходит лимбическая система — примитивная область головного мозга, регулирующая инстинктивное поведение.
В подобных ситуациях человек обрабатывает информацию без логического осмысления, так как лимбическая система отключает рабочую память и притормаживает мыслительные процессы. Мозг не может полноценно обработать информацию. Это свойство часто используется в политических целях, проявляясь в упрямстве полемизирующих сторон. Независимо от того, насколько информация соответствует истине, она даже не будет принята мозгом для дальнейшего анализа.
Когда взгляды человека находят отклик в его окружении, уровень норадреналина в мозге снижается. Нейроны поощрения активируются под воздействием нейромедиатора дофамина, что способствует повышению самооценки и удовлетворению потребности в самоутверждении и самореализации.
Как утверждает автор фильма, наши убеждения могут значительно влиять на химический состав нашего тела, что делает эффект плацебо настолько эффективным.
Другой нейромедиатор, похожий по действию, — серотонин — отвечает за уровень самооценки и уверенность в себе. Недостаток серотонина может привести к депрессиям и саморазрушительному поведению, что может привести к суициду.
Для повышения самосознания человеку необходим высокий уровень дофамина и серотонина в мозге. Это достигается через общественное признание, когда человек осознает, что его деятельность нужна другим и что окружающие ценят его.
Как утверждает автор фильма, наши убеждения могут значительно влиять на химический состав нашего тела, что делает эффект плацебо настолько эффективным.
Другой нейромедиатор, похожий по действию, — серотонин — отвечает за уровень самооценки и уверенность в себе. Недостаток серотонина может привести к депрессиям и саморазрушительному поведению, что может привести к суициду.
Для повышения самосознания человеку необходим высокий уровень дофамина и серотонина в мозге. Это достигается через общественное признание, когда человек осознает, что его деятельность нужна другим и что окружающие ценят его.

Часть 2. Зеркальные нейроны и сознание
Автор фильма часто обращается к социологическим аспектам, чтобы глубже понять работу человеческого мозга. Вот как он описывает стремление найти своё место в обществе, которое называется «нормативным социальным влиянием»:
По мере взросления наш моральный и этический облик почти полностью формируется внешней средой, таким образом, наши действия это часто результат того, как нас оценивает общество [2, 05:34].
Здесь Атен упоминает о такой особенности человеческого мозга, как наличие зеркальных нейронов (англ. «mirrorneurons»). Эти нервные клетки позволяют нам как бы отражать действия другого человека. Понимание принципа этого «отражения» открывает двери к разгадке тайн интуиции в общении и к тому, что делает нас социальными существами, с точки зрения психиатрии.
В 1992 году итальянский нейробиолог Джакомо Риццолатти из Пармы сделал открытие, которое стало настоящей сенсацией. Он обнаружил группу нейронов в лобной доле мозга обезьяны. Эти клетки активируются, когда примат совершает какое-либо действие. Однако не это было самым удивительным.
Исследователь был поражён тем, что те же самые нейроны срабатывали, даже если обезьяна не совершала действия, а только видела, как его выполняет кто-то другой. Более того, они активировались, даже когда это действие было частично скрыто от глаз обезьяны. Например, когда учёный тянулся за бананом, который лежал в коробке, то есть животное могло предсказывать будущее событие.
Это открытие объясняет, как работают зеркальные нейроны у людей, которые отвечают за эмпатию, сострадание и подражание. Благодаря зеркальным нейронам мы можем быть частью группы, а не просто обособленным элементом в социальной системе. Мы можем сопоставлять свои действия с действиями других людей и как бы видеть себя со стороны.
Автор фильма поясняет:
Исследователь был поражён тем, что те же самые нейроны срабатывали, даже если обезьяна не совершала действия, а только видела, как его выполняет кто-то другой. Более того, они активировались, даже когда это действие было частично скрыто от глаз обезьяны. Например, когда учёный тянулся за бананом, который лежал в коробке, то есть животное могло предсказывать будущее событие.
Это открытие объясняет, как работают зеркальные нейроны у людей, которые отвечают за эмпатию, сострадание и подражание. Благодаря зеркальным нейронам мы можем быть частью группы, а не просто обособленным элементом в социальной системе. Мы можем сопоставлять свои действия с действиями других людей и как бы видеть себя со стороны.
Автор фильма поясняет:
Так как эти нейроны реагируют на наше воображение, мы получаем от них эмоциональную отдачу, так же как от другого человека. Эта система даёт нам возможность самоанализа [2, 06:28].
Работа зеркальных нейронов приводит к осознанному и неосознанному желанию подражать. Это стремление проявляется в различных аспектах социального взаимодействия: от повторения детьми поведения родителей в процессе обучения и приобретения навыков до подсознательного копирования зрителем сцен курения, насилия и других асоциальных действий, которые он видит в фильмах и сериалах.
Если внимательно рассмотреть это явление и учесть количество художественных фильмов, выпускаемых ежегодно, со сценами насилия и негативными личностными качествами, можно прийти к неутешительному выводу: современный кинематограф, хоть и регулируется государством, может способствовать формированию у зрителей и всего общества жестокости, безразличия, хладнокровия, эгоизма и других отрицательных качеств.
Если внимательно рассмотреть это явление и учесть количество художественных фильмов, выпускаемых ежегодно, со сценами насилия и негативными личностными качествами, можно прийти к неутешительному выводу: современный кинематограф, хоть и регулируется государством, может способствовать формированию у зрителей и всего общества жестокости, безразличия, хладнокровия, эгоизма и других отрицательных качеств.
Говоря об интуиции в общении, стоит отметить, что зеркальные нейроны способны улавливать мельчайшие детали поведения собеседника, включая так называемые «утечки». Если человек лжёт, наше внутреннее «зеркало» как бы примеряет на себя эти «утечки» и ощущает тот же самый диссонанс между речью и мыслями.
Одним из проявлений нарушения работы этого «нейронного зеркала» является психическое заболевание, известное как аутизм.
Одним из проявлений нарушения работы этого «нейронного зеркала» является психическое заболевание, известное как аутизм.
Вилейанур Рамачандран — индийский невролог, психолог и доктор медицины, родившийся в 1951 году, — также посвятил свои исследования зеркальным нейронам. На одной из своих лекций он говорил: «В этой аудитории, например, целые цепи нейронов ведут между собой беседу, и нет глубокого различия между сознанием одного человека и другого. И это не шаманская философия. Это выросло из моего понимания основ нейробиологии» [4, 06:32].
Одним из самых важных выводов, к которым пришёл Рамачандран, является утверждение о том, что именно зеркальные нейроны сыграли ключевую роль в формировании человеческой цивилизации. Учёный также привёл интересный пример, демонстрирующий удивительное действие зеркальных нейронов, отвечающих за восприятие прикосновения извне.
Например, если у человека ампутирована рука, он может испытывать «боль» в её фантоме. Чтобы облегчить эту боль, пациент может схватить руку другого человека, потирать её и чувствовать облегчение. Таким образом, через прикосновение к чужой руке он получает доступ к фантому своей ампутированной конечности [4, 05:44].
Одним из самых важных выводов, к которым пришёл Рамачандран, является утверждение о том, что именно зеркальные нейроны сыграли ключевую роль в формировании человеческой цивилизации. Учёный также привёл интересный пример, демонстрирующий удивительное действие зеркальных нейронов, отвечающих за восприятие прикосновения извне.
Например, если у человека ампутирована рука, он может испытывать «боль» в её фантоме. Чтобы облегчить эту боль, пациент может схватить руку другого человека, потирать её и чувствовать облегчение. Таким образом, через прикосновение к чужой руке он получает доступ к фантому своей ампутированной конечности [4, 05:44].

Наличие зеркальных нейронов делает нас зависимыми от мнения окружающих и заставляет стремиться соответствовать ожиданиям других людей. Атен также добавляет:
Мы всегда подвержены двойственности между тем, как мы видим себя и как нас воспринимают другие. Это может мешать нашей индивидуальности и самооценке. Снимки мозга показывают, что мы испытываем отрицательные эмоции ещё до того, как их осознаём [2, 06:32].
В этой связи Атен подчеркивает важность самосознания, самоанализа и самоконтроля, которые становятся возможными благодаря активной работе неокортикальных зон саморегуляции. Если человек не осознает и не контролирует большую часть своих мыслей и действий, это вызывает инстинктивное раздражение у его мозга.
Чтобы оправдать свое поведение, мозг прибегает к приему, известному как «ретроспективная рационализация». Он осуществляет реконсолидацию памяти, физически переписывая воспоминания таким образом, чтобы сознание поверило в то, что контролировало свои действия.
Однако такая «махинация» с памятью оставляет нерешенными множество негативных эмоциональных вопросов. Пока они не всплывут снова, они будут источником душевного дискомфорта, а мозг продолжит оправдывать неосознанные действия и переписывать воспоминания в удобной для себя интерпретации.
Атен продолжает:
Чтобы оправдать свое поведение, мозг прибегает к приему, известному как «ретроспективная рационализация». Он осуществляет реконсолидацию памяти, физически переписывая воспоминания таким образом, чтобы сознание поверило в то, что контролировало свои действия.
Однако такая «махинация» с памятью оставляет нерешенными множество негативных эмоциональных вопросов. Пока они не всплывут снова, они будут источником душевного дискомфорта, а мозг продолжит оправдывать неосознанные действия и переписывать воспоминания в удобной для себя интерпретации.
Атен продолжает:
Всё это сложное и почти шизофреническое поведение подсознания есть результат работы обширных параллельно распределённых систем в нашем мозге [2, 08:40].
Американский нейробиолог Джозеф ЛеДукс, известный своими исследованиями в области эмоций, памяти и мозговых механизмов страха и тревожности, родился в 1949 году. Он сделал вывод на основе своих последних открытий:
Сознание не имеет определённого центра, видимое единство связано с тем, что каждая отдельная цепь активируется и проявляет себя в конкретный момент времени [2, 08:50].
В этой связи важно отметить, что другие учёные пришли к аналогичным выводам. Они считают, что сознание не локализуется исключительно в мозге или какой-то определённой его части. Скорее, оно распространяется по всему организму и, возможно, существует в информационно-энергетическом поле, окружающем тело.
Главным доказательством этого является феномен «выхода из тела», когда человек осознаёт себя как бы со стороны, в то время как его мозговая деятельность останавливается.
Главным доказательством этого является феномен «выхода из тела», когда человек осознаёт себя как бы со стороны, в то время как его мозговая деятельность останавливается.
Задачи, которые мы решаем в каждый момент времени, постоянно меняют нейронные связи в нашем мозге. Подсознание, словно паутина, сотканная из глубинной информации, непрерывно изменяет свой узор.
Рассматривая последствия вмешательства в целостность мозга, Ле Дукс приводит интересный пример. Если отделить левое полушарие от правого, человек не потеряет способность говорить и мыслить, используя левое полушарие. Однако познавательные способности правого полушария значительно сократятся. То есть левое полушарие сможет функционировать и без своего правого «соседа».
При этом пациент не сможет увидеть и осознать правую сторону лица другого человека. Он будет вести себя как обычно, даже не замечая, что что-то не так. Такие изменения трансформируют не только восприятие мира, но и мысленные образы, что влияет на базовые процессы сознания.
Рассматривая последствия вмешательства в целостность мозга, Ле Дукс приводит интересный пример. Если отделить левое полушарие от правого, человек не потеряет способность говорить и мыслить, используя левое полушарие. Однако познавательные способности правого полушария значительно сократятся. То есть левое полушарие сможет функционировать и без своего правого «соседа».
При этом пациент не сможет увидеть и осознать правую сторону лица другого человека. Он будет вести себя как обычно, даже не замечая, что что-то не так. Такие изменения трансформируют не только восприятие мира, но и мысленные образы, что влияет на базовые процессы сознания.

Часть 3. Бог в нейронах
В третьей части фильма Атен раскрывает тайну «мозговых волн», которые регистрируются благодаря электрическому сигналу, проходящему через нейронные сети. Эти колебания, различающиеся по частоте, подразделяются на альфа-, бета-, тета-, дельта- и гамма-волны.
Чтобы решить конкретную задачу, мозг настраивается на определённую волну, оставляя без внимания другие посторонние сигналы. Атен сравнивает мозг с радиоприёмником, однако не упоминает ещё одну интересную особенность, которая заключается в увеличении общей рабочей площади за счёт складок. Это напоминает принцип фракталов, который используется для увеличения рабочей поверхности приёмных и передающих устройств, таких как антенны.
Чтобы решить конкретную задачу, мозг настраивается на определённую волну, оставляя без внимания другие посторонние сигналы. Атен сравнивает мозг с радиоприёмником, однако не упоминает ещё одну интересную особенность, которая заключается в увеличении общей рабочей площади за счёт складок. Это напоминает принцип фракталов, который используется для увеличения рабочей поверхности приёмных и передающих устройств, таких как антенны.
Карл Дайзерот, известный на Западе профессор биоинженерии, психиатрии и поведенческих наук в Стэнфордском университете, родился в 1971 году. Он открыл, что чем более слаженно работают нейроны, тем быстрее происходит передача информации между ними.
Когда мозг сталкивается с двумя несовместимыми идеями, это противоречит принципу единства, лежащему в основе его работы. В таких случаях мы испытываем психологический дискомфорт, известный как когнитивный диссонанс. Каждая нейронная цепь стремится уменьшить эту несогласованность.
Когда мозг сталкивается с двумя несовместимыми идеями, это противоречит принципу единства, лежащему в основе его работы. В таких случаях мы испытываем психологический дискомфорт, известный как когнитивный диссонанс. Каждая нейронная цепь стремится уменьшить эту несогласованность.
Атен предлагает свою версию, объясняющую, почему люди так стремятся к духовности. По его мнению, эволюция — это процесс, в ходе которого растения и животные адаптируются к условиям окружающей среды, находя с ней гармонию. Однако, когда перед человеком встаёт экзистенциальный вопрос о смысле жизни, а ответ на него кажется бессмысленным, возникает когнитивный диссонанс.
Чтобы преодолеть это внутреннее противоречие, люди обращаются к религии и другим духовным учениям, не находя чётких ответов на этот вопрос в рамках науки.
Чтобы преодолеть это внутреннее противоречие, люди обращаются к религии и другим духовным учениям, не находя чётких ответов на этот вопрос в рамках науки.
Почему Атен назвал фильм, а особенно эту его часть, так необычно — «Бог в нейронах»? Не потому ли, что, с точки зрения психиатрии, нейроны по всем параметрам похожи на Бога, если понимать его в рамках монотеизма? Нейроны контролируют и регулируют всё наше поведение, и чаще всего мы даже не осознаём этого. Они существуют словно отдельно от нас, но в то же время всегда рядом.
Наш мозг — это наша совесть, основа нашей религиозности, наш внутренний голос, наше всё. Мозг можно сравнить с Творцом, ведь он создал нас такими, какие мы есть, и весь окружающий мир таким, каким мы его воспринимаем. Мы живём по законам и правилам нашего мозга, и наша неспособность нарушить их обусловлена физиологически.
Не зря христианские священники иногда говорят: «Бог находится в нас» или «Ищи храм свой внутри себя». Интересно, что Атену удаётся подойти к расшифровке этих привычных религиозных фраз с научной точки зрения.
Наш мозг — это наша совесть, основа нашей религиозности, наш внутренний голос, наше всё. Мозг можно сравнить с Творцом, ведь он создал нас такими, какие мы есть, и весь окружающий мир таким, каким мы его воспринимаем. Мы живём по законам и правилам нашего мозга, и наша неспособность нарушить их обусловлена физиологически.
Не зря христианские священники иногда говорят: «Бог находится в нас» или «Ищи храм свой внутри себя». Интересно, что Атену удаётся подойти к расшифровке этих привычных религиозных фраз с научной точки зрения.

Часть 4. Я – Атен
В этой части фильма Атен рассказывает о работе левого и правого полушарий, а также неокортикальных областей мозга. Он также раскрывает некоторые психологические аспекты социального поведения человека.
Особого внимания заслуживают выводы, сделанные в конце фильма на основе упомянутых фактов и гипотез. Они весьма важны и заслуживают отдельного изучения.
Особого внимания заслуживают выводы, сделанные в конце фильма на основе упомянутых фактов и гипотез. Они весьма важны и заслуживают отдельного изучения.
В своём фильме автор сравнивает левое и правое полушария головного мозга. Как известно, левое полушарие отвечает за формирование системы убеждений, и если новая информация не соответствует этой системе, оно её отбрасывает.
Однако рядом с левым находится правое полушарие, которое, наоборот, ставит под сомнение и переоценивает наши существующие взгляды. Если различия между ними и новой информацией становятся слишком значительными, правое полушарие заставляет нас пересмотреть своё мировоззрение.
Однако, если наша система убеждений слишком крепка, правое полушарие не может преодолеть наш отказ, и это может создать трудности при взаимодействии с окружающими.
Однако рядом с левым находится правое полушарие, которое, наоборот, ставит под сомнение и переоценивает наши существующие взгляды. Если различия между ними и новой информацией становятся слишком значительными, правое полушарие заставляет нас пересмотреть своё мировоззрение.
Однако, если наша система убеждений слишком крепка, правое полушарие не может преодолеть наш отказ, и это может создать трудности при взаимодействии с окружающими.
Интересен такой момент: если нервные связи, связанные с нашей системой взглядов, не развиты или неактивны, то сознание, как совокупность задействованных нервных цепей, может состоять в основном из работы зеркальных нейронов.
Атен объясняет, что сознание не является набором одних и тех же нейронных взаимосвязей. Он сравнивает сознание с пикселями на экране монитора, которые сами по себе не создают целостной картины, но при увеличении масштаба складываются в узнаваемый образ. То же самое происходит и с человеком: совокупность нейронных сетей, задействованных в данный момент, может проявляться как сознание, как наше «Я».
Здесь психология приближается к философии, которая пытается ответить на вопрос: «Что есть человек? Каков он по своей природе?» Возникает идея, что человек в каждое мгновение разный; человек только что и человек прямо сейчас — это две разные личности.
Атен объясняет, что сознание не является набором одних и тех же нейронных взаимосвязей. Он сравнивает сознание с пикселями на экране монитора, которые сами по себе не создают целостной картины, но при увеличении масштаба складываются в узнаваемый образ. То же самое происходит и с человеком: совокупность нейронных сетей, задействованных в данный момент, может проявляться как сознание, как наше «Я».
Здесь психология приближается к философии, которая пытается ответить на вопрос: «Что есть человек? Каков он по своей природе?» Возникает идея, что человек в каждое мгновение разный; человек только что и человек прямо сейчас — это две разные личности.
Кстати, о пикселях… В последнее время появилось много критики в адрес современной концепции зеркальных нейронов как отдельной группы нейронов. По мнению профессора Александра Каплана, некоторые учёные предполагают, что зеркальные нейроны могут быть частью неизвестной системы, которая работает в рамках всего мозга.
Мы – результат электрохимических взаимодействий между полушариями мозга и нашими чувствами, связывающими наши нейроны с другими нейронами в нашей среде. Нет ничего внешнего. Это не гипотетическая философия. Это основное свойство зеркальных нейронов, которое позволяет нам понять себя через других [2, 15:38].
Затем автор переходит к обсуждению неокортикальной области головного мозга, также известной как неокортекс или новая кора. Это тонкий слой серого вещества толщиной от 2 до 4 мм, который покрывает извилины и борозды больших полушарий. Неокортекс присутствует и у низших млекопитающих, однако у человека он значительно усложнен.
Считается, что именно эта надстройка наделяет людей творческим мышлением и сознанием. Атен добавляет, что она позволила человеку контролировать инстинкты и подавлять личные желания ради блага всей группы, что способствовало развитию взаимного социального поведения у человечества. В таких условиях мозг функционирует наиболее оптимально, когда нет диссонанса между «продвинутыми областями мозга и более старыми примитивными» [2, 16:50].
Важно понимать, что человек, несмотря на свои так называемые «эгоистичные наклонности», представляет собой не мнимое «Я», постоянное и неизменное, а вечно изменяющийся образ целой системы без единого центра. Такое осознание себя и других придает индивиду ясность ума, общественную сознательность и усиливает самоконтроль, позволяя ему быть здесь и сейчас, как учил старик Сократ в знаменитой книге Дэна Миллмэна «Путь мирного воина». В фильме, снятом по этой книге, мудрец спрашивает Дэна: «Кто ты, Дэн?», и тот отвечает: «Я – этот момент» [3, 01:53:13].
Считается, что именно эта надстройка наделяет людей творческим мышлением и сознанием. Атен добавляет, что она позволила человеку контролировать инстинкты и подавлять личные желания ради блага всей группы, что способствовало развитию взаимного социального поведения у человечества. В таких условиях мозг функционирует наиболее оптимально, когда нет диссонанса между «продвинутыми областями мозга и более старыми примитивными» [2, 16:50].
Важно понимать, что человек, несмотря на свои так называемые «эгоистичные наклонности», представляет собой не мнимое «Я», постоянное и неизменное, а вечно изменяющийся образ целой системы без единого центра. Такое осознание себя и других придает индивиду ясность ума, общественную сознательность и усиливает самоконтроль, позволяя ему быть здесь и сейчас, как учил старик Сократ в знаменитой книге Дэна Миллмэна «Путь мирного воина». В фильме, снятом по этой книге, мудрец спрашивает Дэна: «Кто ты, Дэн?», и тот отвечает: «Я – этот момент» [3, 01:53:13].

В фильме «Бог в нейронах» автор предлагает необычный взгляд на историю как на важный предмет для изучения. Он считает, что понимание эмпатической и социальной природы мозга, а также строго научный подход к психосоциальной природе человека могут дать «гораздо более точную, конструктивную и этическую систему понятий, чем наши разрозненные ценности».
Когда мы имеем свою историю и относим себя к определенной социальной группе с исторически сложившимися национальными, религиозными и идеологическими стереотипами и обязанностями, мы с детства следуем им осознанно или неосознанно. Это постоянное давление на наш мозг может привести к когнитивным расстройствам.
С детства наше сознание приучено смотреть на мир через призму сравнения. Мысленное разделение себя как личности и противопоставление себя внешнему миру приводит к ограниченности нейрохимических процессов в мозге и подсознательному дискомфорту, вызванному чувством разобщенности и одиночества.
Самосовершенствование, ведущее к счастью и удовлетворению, может происходить только тогда, когда мы освобождаем свой взгляд от стереотипов и ограничивающих установок, особенно в отношениях с другими людьми.
Когда мы имеем свою историю и относим себя к определенной социальной группе с исторически сложившимися национальными, религиозными и идеологическими стереотипами и обязанностями, мы с детства следуем им осознанно или неосознанно. Это постоянное давление на наш мозг может привести к когнитивным расстройствам.
С детства наше сознание приучено смотреть на мир через призму сравнения. Мысленное разделение себя как личности и противопоставление себя внешнему миру приводит к ограниченности нейрохимических процессов в мозге и подсознательному дискомфорту, вызванному чувством разобщенности и одиночества.
Самосовершенствование, ведущее к счастью и удовлетворению, может происходить только тогда, когда мы освобождаем свой взгляд от стереотипов и ограничивающих установок, особенно в отношениях с другими людьми.
Мы можем иметь различные взгляды и не соглашаться друг с другом, но взаимодействия, которые принимают нас такими, как есть, без осуждения, становятся нейропсихологическими катализаторами, которые стимулируют мозг принимать других и принимать рационально доказуемые системы убеждений без когнитивного диссонанса. Стимуляция этой нейронной деятельности и их взаимодействие освобождает от нужды в отвлекающих факторах и развлечениях и создаёт циклы конструктивного поведения в нашей среде [2, 19:21].
В 1975 году выдающийся математик Бенуа Мандельброт (1924-2010) открыл принцип фрактальности, который проявляется в строении многих природных объектов. К числу таких объектов относятся деревья, береговые линии, снежинки и облака. Фрактальность также присуща человеческому телу, включая кровеносную систему, лёгкие и мозг.
Это удивительное открытие заставило многих учёных переосмыслить человеческое тело как самоподобную систему. Оно помогает разрабатывать новые методы диагностики и лечения различных заболеваний, включая рак. Однако польза понимания фрактальности живого организма не ограничивается только этим.
Если человек сам по себе является фракталом, то логично расширить научный взгляд на всё человечество. Социология заметила, что модные тенденции, новости, эмоции и такие явления, как переедание и курение, распространяются в обществе по тому же принципу, что и электрические сигналы в мозге каждого индивида в моменты их синхронизации.
Взгляд на человека и общество через призму фрактальности должен позволить науке по-новому взглянуть на многие феномены и проблемы в нашей жизни.
Почему Атен включил эти исследования и предположения в свою «Теорию всего»? Идея о системности и фрактальности всего сущего неоднократно возникает в фильме «Бог в нейронах». Если представить, что живая клетка — это уменьшенная копия человека, обладающая разумом и моделью поведения не меньшей, чем целый организм, а в неорганическом мире атом представляет собой такую же фрактальную песчинку по отношению к планете с её спутниками, то почему бы не предположить, что всё на свете является фракталом?
В таком случае можно попытаться представить бесконечность вселенной в её единстве и самоподобии. Нет самой малой частицы, как и нет самого большого объекта или явления: планеты, звёздные системы, галактики, скопления галактик, вселенные... Этот ряд можно продолжать бесконечно.
Если добавить к этому тезис о том, что «бог в нейронах», то это «божество» должно быть в каждом элементе глобального фрактала. Должно быть что-то вроде вселенского универсального закона-бога, того, что позволяет всему саморегулироваться, самопорождаться и так далее. Видимо, в этом и заключена одна из причин, по которой теория Атена носит такое говорящее название «Теория всего».
Это удивительное открытие заставило многих учёных переосмыслить человеческое тело как самоподобную систему. Оно помогает разрабатывать новые методы диагностики и лечения различных заболеваний, включая рак. Однако польза понимания фрактальности живого организма не ограничивается только этим.
Если человек сам по себе является фракталом, то логично расширить научный взгляд на всё человечество. Социология заметила, что модные тенденции, новости, эмоции и такие явления, как переедание и курение, распространяются в обществе по тому же принципу, что и электрические сигналы в мозге каждого индивида в моменты их синхронизации.
Взгляд на человека и общество через призму фрактальности должен позволить науке по-новому взглянуть на многие феномены и проблемы в нашей жизни.
Почему Атен включил эти исследования и предположения в свою «Теорию всего»? Идея о системности и фрактальности всего сущего неоднократно возникает в фильме «Бог в нейронах». Если представить, что живая клетка — это уменьшенная копия человека, обладающая разумом и моделью поведения не меньшей, чем целый организм, а в неорганическом мире атом представляет собой такую же фрактальную песчинку по отношению к планете с её спутниками, то почему бы не предположить, что всё на свете является фракталом?
В таком случае можно попытаться представить бесконечность вселенной в её единстве и самоподобии. Нет самой малой частицы, как и нет самого большого объекта или явления: планеты, звёздные системы, галактики, скопления галактик, вселенные... Этот ряд можно продолжать бесконечно.
Если добавить к этому тезис о том, что «бог в нейронах», то это «божество» должно быть в каждом элементе глобального фрактала. Должно быть что-то вроде вселенского универсального закона-бога, того, что позволяет всему саморегулироваться, самопорождаться и так далее. Видимо, в этом и заключена одна из причин, по которой теория Атена носит такое говорящее название «Теория всего».
Источники:
- XI Международный междисциплинарный конгресс «нейронаука для медицины и психологии». Симпозиум «Акутальные вопросы нейрофилософии». Выступление Черниговской Т. В. Крым, Судак, 2015.
- Athene’s Theory of Everything. 2011.
- Peaceful warrior. (Victor Salva). 2006.
- VS Ramachandran: The neurons that shaped civilization. 2010.
Автор: Анастасия Косташ
Поэтесса, прозаик
Балтийский федеральный университет им. И. Канта